Церковно-исторический музей «Христианское просвещение чувашского народа»

Первая осенняя экскурсия по картинам Михаила Васильевича Нестерова

Сотрудники Центральной городской библиотеки им. Маяковского 25 сентября посетили Церковно-исторический музей при храме Новомучеников и исповедников Российских в г. Чебоксары, чтобы ознакомиться с творчеством русского живописца Михаила Васильевича Нестерова. Интересен такой факт: Михаил Нестеров был современником Владимира Маяковского, чье имя носит библиотека, но, несмотря на то, что каждый из них, думается, не зарыл талант в землю, поводов для встречи не возникло. Скорее всего, друг о друге они знали, так как каждый из них к какому-то периоду своей жизни стал известным, но данных о встрече нет.

Не знаю, может ли быть подводкой «невстреча» двух гениальных личностей к нашей сентябрьской встрече людей, искренне любящих искусство, но начать хотелось с этого.

Стены одного из залов нашего музея украшают репродукции картин художника. Здесь и работы «Сергиевского цикла» — одухотворенные «Видение отроку Варфоломею» (1890, ГТГ), «Юность преподобного Сергия Радонежского» (1897, ГТГ) и «Преподобный Сергий Радонежский» (1899, ГРМ), а также вневременная «Святая Русь» (1905, ГРМ), созерцательно-умиротворенная «Лисичка» (1914, ГТГ) и стремительные и в то же время монументальные «Всадники» (1932). Конечно, этими полотнами творчество М. Нестерова не ограничивается. Другие работы художника были продемонстрированы с использованием проектора и большого экрана, установленного в читальном зале комплекса, а также при помощи виртуального филиала Русского музея.

Зал 68 корпуса Бенуа, одного из зданий Русского музея, посвящен полотнам нашего художника. Вот мы встречаем автопортрет живописца 1915 года на фоне тихой безмятежной реки и платообразных гор. Следом другая картина —  «Пустынник». Этот старец с молитвенными четками в руках стал основой для иконы Серафима Саровского после его канонизации.

После этих и других трудов знакомимся с монументальной живописью: росписями в храме Марфо-Мариинской обители. Расписывать храм Михаила Нестерова пригласила сама Елизавета Федоровна, основательница «Обители милосердия и любви». Здесь он создал свои известные композиции: «Путь к Христу», «Христос у Марфы и Марии», триптих «Утро Воскресения».

Кроме того, Михаил Нестеров — это портретист, признанный глава советской портретной школы. Еще осенью 1908 года был задуман портрет Виктора Михайловича Васнецова (1925), художника «дорогого русскому народу». За год до смерти Виктора Васнецова портрет был написан и получил его высокую оценку.

Портрет с изображением философов Сергея Булгакова и Павла Флоренского был назван «Философы» (1917, ГТГ), а Ивана Ильина — «Мыслитель» (1921, ГРМ). В российском журнале «Русский Дом» была размещена заметка об этих двух картинах. Автор предлагает поставить их рядом в виде диптиха, и тогда герои будут идти навстречу друг другу, смотря вниз и размышляя о родной земле. Возможно, они и идут навстречу друг другу, но из разных мест, причем все идут из столицы. В 1917 году, когда «Философы» были написаны, столицей еще был Санкт-Петербург, а в 1921 году уже столицей стала Москва.

Таким образом, первая осенняя экскурсия по картинам художника открыла новый год изучения художественного наследия России. Мы благодарим сотрудников библиотеки им. Маяковского и приглашаем ознакомиться с творчеством художника всех желающих!

Мероприятие проведено при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива-2018».

Просмотры(43)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели