Церковно-исторический музей «Христианское просвещение чувашского народа»

Бесценный дар Василия Сурикова

31 октября 2018 г. в стенах Центральной городской библиотеки им. В. Маяковского было проведено выездное мероприятие Виртуального филиала Русского музея при храме Новомучеников и исповедников Российских.

Дети из пришкольного лагеря Средней школы № 27 расположились в  зале с приглушенным светом и большим экраном для знакомства с картинами Василия Сурикова.

Во вступительной части экскурсовод здоровается, представляется и узнает больше о своих слушателях. Итак, вот что удалось узнать: на встречу пришли ученики со второго по седьмой класс, увлекающиеся спортивными играми и интересующиеся русской историей.

«Василий Суриков родился в казачьей семье… Кто такие казаки?». Кто-то ответил, что это этнос, кто-то, что сословие, вспомнили даже игру «Казаки-разбойники».

    Слово «казак» заимствовано русским языком из тюркских, где оно имеет значение «свободный человек». В XIVXVI веках так начали называть крестьян и посадских людей, которые из центральных районов России и Украины бежали на южные и юго-восточные окраины государства. Со временем, когда казаки стали поступать на службу к государю, казачество превратилось в особое привилегированное сословие.

Итак, с этим явлением русской истории разобрались. Идем дальше.

«Красноярский губернатор П. Н. Замятин заинтересовался рисунками молодого художника и подал прошение в Академию художеств о зачислении В. Сурикова учеником, а золотопромышленник П. И. Кузнецов взял на себя расходы по содержанию талантливого юноши….». Здесь мы видим еще одно явление русской истории — меценатство. К слову, ведь жил когда-то человек по имени Гай Цильний Меценат, поклонник изящных искусств, чье имя сделалось нарицательным. Интересно, был бы Василий Суриков нам известен без этих благородных неравнодушных людей? Этот вопрос остается загадкой, но внутренне мы очень благодарны всем тем людям, которые поддерживают юные дарования и помогают их гению раскрыться.

Тем временем художник в нашей лекции поступает в Академию художеств и пишет первое самостоятельное произведение — «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге» (1870, ГРМ). Дети хором отвечают на поставленные вопросы по картине. Например, какие детали делают полотно реалистичным? Целый ряд ответов: «следы на снегу», «тени от предметов», «объем форм», «перспектива жилых домов». Откуда они это знают? Наверное, подготовились дома.

Одна из самых жизнерадостных работ Василия Сурикова — «Взятие снежного городка» (1891, ГРМ) вызвала воспоминания ребят о зимней игре «Снежки». Суть ее заключается в следующем: две команды забрасывают друг друга снежными комьями, имитируя обстрел. Только на картине художника игра более правдивая: большой снежный городок, кони, взрослые люди вместо детей.

Следующая картина — «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (1895, ГРМ). Ученики сразу вспомнили, кто такие казаки (не зря ведь обсуждали в начале занятия), а еще попытались найти предводителя казачьего войска среди других казаков.

Насмотревшись картин в библиотеке, школьники обещали изучить другие картины Василия Сурикова уже дома, с родителями.

Мероприятие проведено при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива-2018».

 

Просмотры(97)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели