Церковно-исторический музей «Христианское просвещение чувашского народа»

Стихи о Крымской войне в дневнике священника

Стихотворные произведения, собранные в рукописном сборнике семьи священнослужителей Грациановых, отражают мессианские мотивы: Россия как защитница православия, ее избранничество Богом для спасения единоверных народов во время Крымской войны 1850-ых годов. Оцифрованная копия сборника предложена в качестве дидактического материала при проведении музейных занятий в ИОЦ «Виртуальный филиал Русского музея».

В «Сборник, содержащий патриотические стихи о войне 1854-1855 годов» входят документы, датированные 1842, 1854, 1868 годами, упоминающие имена представителей трех поколений семьи священнослужителей Грациановых — Алексея , Ивана и Петра.

Первоначально в рукописную книгу были подшиты материалы об открытии в 1842г. Казанской Духовной Академии, на первый курс которой было зачислено 33 воспитанника, в числе которых состоял и выпускник Нижегородской духовной семинарии Алексей Иванович Грацианов . В письме Алексея к родителям приложены именное приглашение на Торжественный Акт открытия академии: «Его Высокоблагословению Отцу Протоиерею Нижегородской Георгиевской Церкви Иоанну Алексиевичу Грацианову; тексты речей официальных лиц, страница газеты «Прибавление к Казанским губернским ведомостям N46».
Следующий блок записей в сборнике возобновляется через 12 лет и представляет собой цикл патриотических стихов, переписанных от руки, в связи с событиями Крымской войны.

УРА!

Ура!.. На трёх ударим разом,
Не даром же трёхгранный штык
«Ура»! — отгрянет над Кавказом,
В Европу грянет тот же клик!..

И двадцать шло на нас народов,
Но Русь управилась с гостьми:
Их кровь замыла след походов;
Поля белелись их костьми.

Тогда спасали мы родную
Страну и честь, и Царский трон;
Тогда о нашу грудь стальную
Расшибся сам Наполеон!..

Теперь же вздрогни, вся природа!
Во сне не снилось никому:
Два христианские народа
На нас грозятся за чалму!!

Но год двенадцатый не сказки,
И Запад видел не во сне,
Как двадцати народов каски
Валялись на Бородине.

И видел, что за все лишенья,
Пришли с царём пощады мы ж,
И белым знаменем прощенья
Прикрыли трепетный Париж.

И видел, что коня степного
На Сену пить водил калмык,
И в Тюильри у часового
Сиял, как дома, русский штык!..

И сын пределов енисейских,
Или придонский наш казак,
В полях роскошных Елисейских,
Походный ставил свой бивак…

Но засорив поля картечью,
В Париже русский мирно жил,
И бойкою французской речью
Да русским золотом сорил.

И после, на Москве сожжённой
И над нетронутой Невой,
Никем, нигде не оскорблённый
Француз с британцем был, как свой.

Но что же? За хлеб-соль и дружбу
Предав наш символ за Коран,
Вы к туркам поступили в службу
И отступились христиан!!

Что ж скажет летопись пред светом
Про нечестивый ваш союз?
Британец в сделке с Магометом,
И — стыд! Отурчился француз!!

Но тщетны ваши упованья
Взять верх на суше и морях:
Спросите древние сказанья
О русском мужестве в боях…

Спроситесь и с полями битвы,
Как русским святы честь и долг
И как доходны их молитвы
И как велик российский Бог!!!

Знакома ль вам пучина Понта?
Спросите у неё самой:
Каков был пламень горизонта,
Когда горело под Чесмой?..

Что ж вас гордят так ваши силы
И ваш высокопарный флот?!
Есть и у нас в морях ветрила
И колесистый пароход!..

И наш моряк с мятежной влагой
Не меньше вашего знаком…
И русской там возьмёт отвагой,
Где не придется взять числом…

Так знайте, ваши все мытарства,
Расчет и вычет — всё мечта!
Вам русского не сдвинуть царства:
Оно с Христом и за Христа!..
Ф. Глинка
1854 г.

«Ура!» («Ура! На трех ударим разом…») Федора Глинки было первым по времени создания стихов-откликов на начавшуюся войну, опубликованное в «Северной пчеле» 2 января 1854 г. Лирический герой «Ура!» обращается ко всей стране, выражает интересы всей России, говорит от её имени – «Мы». Сила впечатления обусловливается эмоциональностью предельно простых, без переноса фраз, с восклицательной, как правило, интонацией .

Последующие стихотворения, приведенные в сборнике — обращения «К французам», «Туркам», «К Англичанам» — написаны в жанре прямой политической инвективы, направленной против Турции и ее европейских союзников. Все без исключения авторы отметили вопиющую парадоксальность ситуации: христианские державы Европы выступили в союзе с мусульманской Турцией против православной России! Закономерным следствием этого стали упреки в предательстве Христовой веры . К примеру, стихотворение Василия Алферьева “На нынешнюю войну”, озаглавленное в сборнике «К Англичанам»:

Вот в воинственном азарте
Воевода Пальмерстон
Поражает Русь на карте
Указательным перстом.
Вдохновлен его отвагой,
И француз за ним туда ж,
Машет дядюшкиной шпагой
И кричит: Allons, courage!
Полно, братцы, на смех свету
Не останьтесь в дураках,
Мы видали шпагу эту
И не в этаких руках.
Если дядюшка бесславно
Из Руси вернулся вспять,
Так племяннику подавно
И вдали несдобровать.
Альбион — статья иная —
Он еще не раскусил
Что за ма’шина такая
Наша Русь и в сколько сил.
То-то будет удивленье
Для практических голов,
Как высокое давленье
Им покажут без паров!
Знайте ж — ма’шина готова,
Будет действовать, как встарь,
Ее двигают три слова:
Бог, да родина, да Царь!

Россия в Крымскую войну позиционировала себя в качестве защитницы славян и православия. Духовно-освободительный аспект нашел отражение в поэтическом творчестве и публицистике славянофилов того времени .

К РОССИИ

Пусть тебя ничтожным словом
Враг боящийся клеймит!
Верь, тебя своим покровом
Матерь Божья защитит.
Ты горда в своем молчаньи
Ты единым дашь ответ…
На нее все упованье
Против ней победы нет.
Постепенно вырастая,
Ты велика, ты сильна,
Ты десницей Николая,
Воином вооружена.
Пред тобой дрожит Европа;
Ея гром ничто, иль прах.
Знать победный гул Синая
Все звучит в его ушах…

Общественный подъём, вызванный Крымской войной, повлиял на русскую поэзию, обусловил её своеобразие. Многие произведения не могли не быть публицистичными. С одной стороны, это придавало поэтическим мотивам конкретность, с другой стороны, стремление поэзии к художественному обобщению приводило к обновлению всей образной системы, её символичности. Война заставила осмыслить национальное самостояние. Об этом говорят возникающие во многих стихотворениях национальные мотивы.
Далеко не все из этих произведений становились классикой. Авторы впоследствии не всегда включали их в свои собрания сочинений. Зачастую в настоящее время их трудно разыскать. В настоящей работе рассматриваются именно такие поэтические произведения.

ДЕД КО ВНУКУ

С Богом, сын мой! Честь и веру
Снова нужно отстоять.
Следуй нашем примеру,
как служить и воевать.
Эх, брат. Старость на постели
Для солдата тяжела!
Было время – в ратном деле
Наша юность протекла.
В чистом поле, под картечью
Проводили день и ночь,
Звучной тенью, бойкой речью
Зной и стужу гнали прочь.
Как моря шумели станы
И кипели битвы там,
Где теперь одни курганы
Говорят о нас детям.
Только видно ….
Бусурманщина
………………………….
Эх брат, внучек! Прежней силы
Право жить мне старику
И счастливая бы доля
За Христа сложить живот.
Ну, да видно, Божья воля-
Внуки! Ваш пришел черед.
Что он? От дедовской науки,
От прапрадедов свелось.
Не отстали наши внуки;
Тоже сердце бьется в них,
Тоже воин православный,
Также сильный, как и встарь.
В нашей Родине державной
Русский Бог и русский Царь!
Та же Русь для ратных споров,
И для турок…
Не один у нас Суворов

Крымская война властно мобилизовала не только штыки, но и перья. Многочисленные отклики на события, развертывающиеся на восточном театре военных действий, составляли ведущую тему публицистических, документальных и поэтических публикаций в газетно- журнальной периодике 1853 — 1856 г.г. В то же время, стихотворения, не опубликованные по разным причинам во время Крымской войны, но связанные с нею по своим мотивам, приходили к читателю в списках. Образец подобного сборника патриотических стихов, созданного в Поволжье представителями семьи священнослужителей Грациановых, демонстрирует аспекты общественного интереса к национальный поэзии, неотделимой от религиозной идеи, объединяющей мотивы Веры, России, героизма, жертвенности и гуманизма.

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 3.

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 3 об. 

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 4.

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 79.

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 80.

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 9.

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 10.

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 11.

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 50.

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 50 об.

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 51.

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 51 об.

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 52.

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 52 об.

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 53.

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 53 об.

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 54.

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 54 об.

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 59 об.

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 60.

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 60 об.

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 64.

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 66.

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 66 об.

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 67.

 

НАРТ Ф. 10. Оп. 5. Д. 510. Л. 67 об.

 

Просмотры(1838)

Перейти к верхней панели